antiguo_hidalgo (antiguo_hidalgo) wrote,
antiguo_hidalgo
antiguo_hidalgo

Categories:

Крестовоздвиженская Церковь в Ливадии.

В этом храме в 1894 г. святой праведный Иоанн Кронштадтский совершил отпевание почившего в Боге Царя — Миротворца Александра III.

Здесь принёс присягу на верность Российском Престолу последний русский самодержец Николай II, и приняла Святое Православие его невеста — принцесса Алиса Гессенская, нареченная Александрою Феодоровной.

Девять святых молились в этом храме: святые страстотерпцы государь Николай II, его благоверная супруга Александра Феодоровна, Великие Княжны Ольга, Татиана, Мария, Анастасия, цесаревич Алексей, преподобномученица Великая Княгиня Елизавета Феодоровна, святой праведный Иоанн.


Крестовоздвиженская Церковь в Ливадии — это домовая церковь при Ливадийском дворце, которая по желанию императрицы Марии Александровны была освящена в честь Воздвижения Четного и Животворящего Креста Господня. Построенная при Александре II, она была задумана как сокровищница и хранилище религиозных реликвий Российского императорского дома; была заложена 8 (21) сентября 1862 г. и строилась по проекту профессора архитектуры И. А. Монигетти.

Церковь сооружена в византийском стиле. Это одноэтажное каменное здание, квадратное в плане, однокупольное. Стены прорезаны глубокими арочными окнами, где имеются в два ряда 13 люкарн византийского стиля. Богатство отделки подчеркивалось роскошным иконостасом из белоснежного резного мрамора, литыми бронзовыми вратами, паникадилом и дверными решетками, дорогими коврами, сотканными в Париже. В центре купола, на голубом с золотыми звездами своде, выделялся монограф Иисуса Христа. На стенах было написано около 30 образов святых, особо почитаемых в царской семье, позднее их стало более 50; среди них выделялись три больших панно: «Воздвижение Честного Креста», «Рождество Пресвятой Богородицы», «Тайная Вечерня». В храме хранились бесценные священные реликвии, поднесенные в дар царской семье потомками грузинских царей и гостями из далекой Палестины, среди них частицы мощей из Симеона Столпника, Св. Великомученика Георгия Победоносца, Св. Равноапостольной Нины.
С 1864 по 1866 гг. осуществлялась внутренняя отделка храма, освящение которого состоялось 23 августа 1866 года. В 1870 году для царских врат Ливадийской церкви были куплены два образа в золоченых ризах и 25 икон.

В 1910–1911 годах архитектор Н. П. Краснов на месте старого возвел новый Большой Императорский дворец. Согласно воле Высочайшего заказчика, императора Николая II, церковь сохранили, но было решено расширить ее западный придел, по-новому устроить вход в храм, украсив паперть византийской колоннадой.При перестройке дворца в 1910-1911 годах архитектор Н.П. Краснов сохранил здание церкви, внеся незначительные изменения. Он увеличил придел, устроив здесь вход. Прежний вход выводил в полуоткрытую галерею, соединяющую храм с дворцом, Краснов превратил эту галерею в полностью закрытую.


По словам современников, церковь пленяла "грацией и изящной простотой". Первоначально крыша ее завершалась цилиндрическим барабаном, покрытым рельефным орнаментом и увенчанным конической чешуеобразной кровлей с крестом.


По желанию императрицы Марии Александровны церковь была освящена в честь одного из наиболее почитаемых праздников Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня


В 1887 году рядом с церковью была построена звонница из того же инкерманского камня по рисунку профессора Д. Гримма, который стремился создать единый архитектурный ансамбль: простые четкие линии звонницы перекликаются с архитектурными формами церкви, а внутренние объемы для размещения колоколов повторяют очертания спаренных оконных проемов церкви. Как показывают архивные документы, на кладку звонницы ушло 128 каменных блоков, которые плотно подгонялись один к другому крестьянином из Орловской губернии Трифоном Агафоновым Костиковым.


Художник А. И. Славцов отреставрировал старую роспись и заново расписал стены пристроечной части. По его рисунку профессор П. А. Чистяков создал надвратную мозаичную икону «Ангел Господень».
После установления советской власти в Ливадии открыли санаторий для крестьян. Церковь закрыли, за долгие годы запустения здесь устраивали и клуб, и склад, и музейное помещение. В те времена только мозаичное изображение архангела Гавриила над главным входом и стоящая рядом изящная звонница напоминали о том, что когда-то здесь был Дом Божий.


В 1991 году в Крестовоздвиженском храме возобновились Богослужения. Конечно, возрождение храма шло медленно: иконостас сначала был фанерным, затем появился дубовый аналой, на котором воспроизвели резьбу мраморного обрамления старинных дверей. Слева и справа от отреставрированного алтаря встали резные дубовые киоты для главных икон: Божией Матери «Державная» и Святого Иоанна Кронштадского.


ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ "ДЕРЖАВНАЯ"


Печально глядят со стен церкви святые лики, будто скорбят о мученической смерти Александра II, для семьи которого она строилась, о безвременной кончине в Ливадии его сына Александра III, об изуверском убиении в большевистских подвалах почти всех Романовых...


Tags: Крым
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments