?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Русская Палестина-Костомаровский Спасский монастырь.

Много на Руси святых мест, много тихих приютов для усталой души странника этой жизни, но душа ищет покоя именно здесь, в Костомаровских пещерах. Невольно вспоминается палестинский ландшафт. Православные паломники, побывавшие в окрестностях Иерусалима, находят сходство этих святых мест с причудливыми выходами меловых отложений у села Костомарово Подгоренского района Воронежской области. Не случайно один из подвижников Костомаровской обители отец Андрей называл ее Новым Иерусалимом, хотя, вероятно, вкладывал в эти слова не столько географический, сколько духовный смысл.

История Костомаровского пещерного монастыря уходит корнями в далекое прошлое, поражающее нас глубиной телесного и духовного подвига православных подвижников. Еще в конце XIX – начале XX веков археологом-любителем Д.М. Струковым была выдвинута гипотеза об устройстве пещер в Донском регионе в начальные века нашей эры первыми христианами, вдохновленными проповедью апостола Андрея Первозванного. Последние исследования показывают, что зарождение пещеростроительства на Дону происходило не позднее VIII–Х веков во время иконоборческой ереси в Византии.

Зародившись достаточно рано, донское пещеростроительство пережило не один век.
Последний наиболее массовый всплеск устройства пещер приходится на XIX столетие, когда пещеры строились простыми верующими, в основном из крестьянского сословия, в подражание подвигу древних отцов.Предполагают, что Костомаровские пещеры в этот период были скитом Белогорского мужского монастыря, где, по устному преданию, подвизалось немало схимников.

На пути к монастырю.Уже виден пещерный Спасский храм.

Пещерный Спасский храм – самая большая по размеру пещера среди Костомаровских подземелий. Вход в нее находится у основания двух див, между которыми располагается сейчас колокольня Спасского монастыря. В пещере целый подземный комплекс с кельями, храмом и усыпальницей. На сегодняшний день это единственная сохранившаяся в Подонье пещера, которая представляет собой христианский храм с двумя алтарями (главный алтарь и придел).Создавался храм в несколько периодов.

Спасский храм.

Спасский храм.


Дорога к храму.


Спасский храм


Пещерный Спасский храм – самая большая по размеру пещера среди Костомаровских подземелий. Вход в нее находится у основания двух див, между которыми располагается сейчас колокольня Спасского монастыря.

В пещере целый подземный комплекс с кельями, храмом и усыпальницей. На сегодняшний день это единственная сохранившаяся в Подонье пещера, которая представляет собой христианский храм с двумя алтарями (главный алтарь и придел).Создавался храм в несколько периодов.

В первый период, вероятно, были созданы жилые помещения слева от входа, а также расположенный за ними в северо-западном направлении небольшой храм, вокруг которого был сооружен ход с коротким ответвлением. В этом ответвлении были вырезаны стасидии (ниши), можно предположить, что здесь ранее находились мощи православных подвижников этих пещер.
В более позднее время, в одной из стасидий лежала Плащаница с изображением Успения Пресвятой Богородицы.

Меловая дива над храмом.

Во второй период небольшой храм, от которого сейчас остался лишь клирос и ряд других незначительных элементов, был расширен настолько, что, можно сказать, на месте старого возник новый храм, в дальнейшем освященный в честь Спаса Нерукотворного.
В последний период строительства был создан ныне действующий придел, освященный во имя мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии.
Надвратные иконы.


И смотрят в небо купола...


Звонница.

В храме делать фото не благословляется.Заходим в храм и замираем от неземной тишины...Храм освещают лишь свечи паломников.На стене резные меловые иконы.Тишина ,покой и величие подземного храма.


Надвратные иконы Спасского храма.










На склоне горы расположены пещеры затворников.


По склону горы наш путь лежит к пещерам затворников


Полевые Цветы.


Наш путь лежит к храму Святого Пр.Серафима Саровского.


Храм преподобного Серафима Саровского был основан в 1903 году, но его строительство завершилось уже в наши дни, после основания на этом святом месте Костомаровского Спасского женского епархиального монастыря.
Храм был торжественно освящен в день памяти преподобного Серафима Саровского 15 января 2005 года. На его стенах появились прекрасно вырезанные в меловой породе иконы, а над входом в храм реставрирована дива.
Монахини непременно расскажут паломникам о чудесных случаях явлений преподобного Серафима Саровского, произошедших после завершения строительства храма.


Надвратная икона над храмом Св.пр.Серафима Саровского.


Недалеко от храма расположена пещера Покаяния..
Именно здесь в далёкие годы в её глубине совершалось таинство исповеди. Отсюда и название. Само её устройство – длинный извилистый коридор, низкие своды ниши с иконами, глубокая тишина – заставляло забыть мирскую суету и пробуждало в человеке глубокий покаянный дух.В конце пещеры проход сужается и я наклонившись я вхожу в келью.


Недалеко от храма в меловой горе вырублены монашеские кельи.


Вход в одну из келий.


И Ангел вострубил...


Затворнические пещеры предназначались для монахов-отшельников. Среди них пещера столпника – для особо трудного подвига. Такой подвижник молился всегда стоя!


Келья для молитвы.


Монашеская келья.


И на камнях растут цветы...


Недалеко от келий на склоне горы расположены меловые дивы.


Меловая Дива.


Трапезная монастыря.


Рядом с храмом склон меловой горы.В таких местах и вырубали пещеры затворники


Гостевой корпус монастыря.


Вид на монастырь с меловой горы.По тропинке возвращаемся к Спасскому храму и спускаемся с горы.Наш путь к храму"Взыскание погибших"


Храм в честь иконы Пр.Богородицы "Взыскание погибших"


Храм в честь иконы Пр.Богородицы "Взыскание погибших"


Храм в честь иконы Пр.Богородицы "Взыскание погибших"


Икона Пр.Богородицы "Взыскание погибших"


А рядом поселились ласточки...


Главная святыня монастыря-Костомаровская икона Божией Матери.

Чудотворный образ, получивший название по месту своего явления в Спасском Костомаровском женском монастыре в XIX веке. По стойкому преданию этот образ был подарен Спасскому Костомаровскому скитскому храму по распоряжению императором Александром I, который посетил город Павловск Воронежской губернии в 1818 году, в качестве Высочайшего благоволения к пещерным храмам и подвигу пещерокопательства. В силу высокой влажности, в меловом пещерном храме не желательно хранить иконы, написанные на дереве, потому императорский подарок был исполнен на металле. Предположительно образ был написан поставщиком икон для двора Его Императорского Величества академиком Московской Академии Художеств В.В. Шокарев. Она написана (размером в человеческий рост) в «Васнецовском» стиле.По молитвам перед этой иконой совершались явные знамения милости Божией как для сестер обители, так и для многочисленных богомольцев. В конце декабря 2001 года икона закровоточила. Сестры закрыли нижнюю часть стеклом, к которому прикладываются верующие.
На иконе Пресвятой Богородицы из Спасского храма видны отверстия от выстрелов: по иконе стреляли богоборцы, целясь в Божественные лики. Но ни один лик, изображенный на иконе, не пострадал: все шесть пуль легли рядом.


В начале 20 века в пещере жил блаженный старец Пётр (Еремеенко), уроженец села Белогорье. Он был щедро наделён духовными дарами, силу которых испытали на себе многие жители окрестных селений, обращавшиеся к нему за молитвенной помощью. Рассказывают об удивительной прозорливости блаженного Петра. Обладал он и даром врачевания душевных и телесных недугов. Об этом сохранились письменные свидетельства исцелённых и знавших об исцелениях. В конце 1930‑х годов блаженный Пётр был отправлен в Острогожскую тюрьму, где, по официальным данным, и скончался. Но живёт среди людей предание о том, что старец исчез из закрытой камеры подобно апостолу Петру. Как бы то ни было, блаженного старца Петра почитали и почитают как великого подвижника веры и благочестия, освятившего своими горячими молитвами Костомаровские пещеры в период лихолетья и поддержавшего своими благодатными дарами дух народа в те времена.

Старец Пётр (Еремеенко).


Далее наш путь лежит на гору Голгофа.


Сейчас на месте молитвенных подвигов старца Петра воздвигнута часовня, где совершаются панихиды об упокоении блаженного Петра и всех почивших братьев и сестёр святой Спасской обители.

Прекрасный вид на окрестности монастыря.


Часовня.


Вид на меловые горы.


Часовня Св.Петра.


Мозаичная икона Св.Петра.


И вот мы на вершине.

Крест на горе Голгофа.

Но вот уже и день прощальный -
Пора идти в прощальный путь,
И не страшит того путь дальний
Кто смог душою отдохнуть!

Comments

( 7 comments — Leave a comment )
(Deleted comment)
antiguo_hidalgo
Dec. 4th, 2014 02:01 pm (UTC)
Пожалуйста.
s16_n425
Dec. 6th, 2014 09:46 am (UTC)
Давно я здесь не был, последний раз наверное году в 2006-м

Обязательно съезжу :)
antiguo_hidalgo
Dec. 6th, 2014 10:11 am (UTC)
Да,место удивительное.Хотелось бы еще побывать!
s16_n425
Dec. 6th, 2014 10:23 am (UTC)
Судя по фото, за последние годы здесь многое изменилось

Гостевой дом, в частности, я совершенно не помню

Или забыл, но скорее всего не так давно был потроен
antiguo_hidalgo
Dec. 6th, 2014 10:50 am (UTC)
Вы правы.Я посетил Костомарово в 2012г.И этот дом только был построен!
В монастыре слышал о том,что это будет гостевой дом.
seakonst
Oct. 18th, 2016 06:57 pm (UTC)
Какое место! Не знал.
neuport
Jan. 27th, 2017 07:52 am (UTC)
Красиво!
В пещерах нынешние монахи жить не хотят. :)
( 7 comments — Leave a comment )