antiguo_hidalgo (antiguo_hidalgo) wrote,
antiguo_hidalgo
antiguo_hidalgo

Category:

Вспоминая древний Херсонес...

Бухты изрезали низкий берег,
Все паруса убежали в море,
А я сушила соленую косу
За версту от земли на плоском камне.
Ко мне приплывала зеленая рыба,
Ко мне прилетала белая чайка,
А я была дерзкой, злой и веселой
И вовсе не знала, что это — счастье.
В песок зарывала желтое платье,
Чтоб ветер не сдул, не унес бродяга,
И уплывала далеко в море,
На темных, теплых волнах лежала.
Когда возвращалась, маяк с востока
Уже сиял переменным светом,
И мне монах у ворот Херсонеса
Говорил: "Что ты бродишь ночью?"

/Анна Ахматова/


Первые письменные упоминания о крымской земле и ее жителях относятся к V веку до н.э. Именно в это время, в 528 году до н.э., на берегу нынешней Карантинной бухты выходцами из Гераклеи Понтийской был основан Херсонес Таврический (некоторые ученые считают, что город был основан столетием раньше). Херсонес стал одним из греческих полисов - демократической рабовладельческой республикой. Главным органом управления Херсонеса являлось народное собрание. Основным занятием херсонеситов являлось земледелие. Греки выращивали пшеницу, виноград, разводили сады. Сельскохозяйственные угодья Херсонеса занимали Гераклейский полуостров. Благодаря успешной торговле в IV-III веках до нашей эры Херсонес достиг наивысшего расцвета. Его влияние распостранялось на все западное побережье Крыма.





Однако в это же время у Херсонеса появился могущественный соперник - Скифское царство. Оно было создано после того, как скифские племена были вытеснены сарматами из Поднепровья и Приазовья.
В III-II веках до н.э. скифы совершили ряд нападений на Херсонес и его окрестности. В результате греко-скифских войн Херсонес утратил большую часть своих земель и оказался в осаде. Херсонеситы были вынуждены обратится за помощью к могущественному соседу- понтийскому царю Митридату VI Евпатору, под властью которого находилось восточная часть Крыма. Митридат отправил на помощь Херсонесу войско под командованием искусного полководца Диофанта. Скифы потерпели сокрушительное поражение, но и Херсонесу победа досталась дорогой ценой. Херсонес фактически стал тыловой базой Митридата в совершенно не нужной жителям полиса войне между Понтийским царством и Римской империей.

После поражения Митридата в Херсонесе расположился римский гарнизон и флот. Город стал одним из форпостов Римской империи в Крыму. В II-IVвеках Херсонес пережил очередной экономический подьем. Увеличилось население города, развивалась торговля с другими частями Римской империи. Херсонес поставлял римской армии хлеб, вино и рыбу. Римская армия защищала город от набегов кочевников.

После раздела римской империи на Западную и Восточную (Византийскую), в 395 году, Херсонес стал основным административным, торговым и культурным центром Византии в юго-западном Крыму.

В IX-X веках у стен Херсонеса появились новые завоеватели – славяне. На берегах Днепра возникла воинственная Киевская Русь. В 987-988 годах войско князя Владимира осадило город. Причиной осады стал отказ византийского императора выдать замуж за князя свою дочь Анну, обещанную Владимиру за оказанную военную помощь. Чтобы заставить императора выполнить свое обещание, Владимир захватил главный форпост Византии в Крыму- Херсонес. Византийскому императору пришлось смириться. Он согласился на брак Владимира с Анной при условии, что тот примет христианство. В Херсонесе русский князь крестился сам и заставил крестится свою дружину. Так Херсонес стал центром распостранения христианства и византийской культуры на Киевскую Русь.

Предполагаемое место крещения князя Владимира обозначено металлической часовней. Она установлена на месте баптистерия в базилике апостола Петра, которая сейчас известна как Уваровская базилика. Храм был открыт в ходе раскопок проведенных графом Уваровым в XIX веке. Это был самый крупный храм Херсонеса. К храму премыкал баптистерий, представлявший собой вырубленную в центре скального пола круглую купель с крестообразным углублением. Вероятно именно тут киевский князь Владимир принял Православную веру.

В XIII после четвертого крестового похода, в результате которого крестоносцы разгромили Константинополь, Византийская империя распалась на три государства. Крымские владения вошли в состав Трапезундской империи. С этого момента начался упадок Херсонеса. Город утратил значение административного и торгового центра, постоянно подвергался набегам и грабежам. Дважды город был захвачен татарами, поселившимися в крымских степях, где был основан один из бейликов Золотой Орды.
В последней четверти XIII века город был взят ордой эмира Ногая, а в 1399г. Херсонес захватило войско мурзы Едигея. Некогда цветущий Херсон опустел и постепенно превратился в небольшое поселение на берегу бухты.

В XIII-XIV веках , воспользовавшись ослаблением Византийской империи , генуэзские купцы по договору с золотоордынскими наместниками поставили под контроль морскую торговлю на Черном море, и утвердились в Крыму. Херсонес также попал под их контроль, но никаких действий по восстановлению его как города и порта генуэзцы не предпринимали. Опорным постом генуэзцев в западном Крыму стала крепость Чембало на берегу бухты Симболон (современная Балаклава).

В XIV - начале XV века в горном Крыму образовалось сильное княжество Феодоро, объединившее местных феодалов под властью мангупских князей. Чтобы обеспечить себе выход к морю, феодориты построили в устье реки Черная порт и крепость, которая получила название Каламита (современный Инкерман). Каламиту и Чембало разделяло всего несколько километров. Такое близкое соседство часто приводило к вооруженным столкновением. Мангупские князья неоднократно поддерживали восстания местных жителей против власти генуэзцев. В 1433 году в результате бунта генуэзский гарнизон был изгнан из крепости Чембало и город на целый год перешел в подчинение правителя княжества Феодоро - князя Алексея Старшего. И только в июне 1434 года шеститысячное войско под руководством Кароло Ломеллино сумело подавить восстание и вернуть город под руководство генуэзцев.

В 1475 году Османская империя захватила генуэзские колонии в Крыму и подчинила своей власти крымских ханов. На 300 лет Крымское ханство стало вассалом Османской империи. Инкерман и Балаклава превратились в заштатные городишки, а Херсонес прекратил свое существование и представлял собой руины, которые местные татары называли Сары-Кермен (желтая крепость). Берега великолепной бухты опустели. В конце XVIII путешественники упоминали только небольшую татарскую деревушку Ак-Яр (белый обрыв) на северном берегу Ахтиарской (Севастопольской) бухты...

Пограничное положение с варварскими народами обрекало город на непрестанные разрушения и разорения. С середины VIII и до второй половины XV века через херсонесские земли проносились орды хазар, ногайских монголов, турок, татар, литовцев. По результатам археологических раскопок Херсонеса последних лет очевидно, что город начинает пустеть во второй половине XV века.
Владычество Российской империи над Крымом спасло от полного забвения священные для русской истории Корсунские руины. Как известно, императрица Екатерина II, при самом активном участии князя Г.А. Потемкина, основала в Ахтиарской гавани военно-морскую базу, названную, по предложению архиепископа Евгения (Булгариса), Севастополем


Христианство в Херсонесе появилось с первых веков своего существования. Сам апостол Андрей Первозванный, посетив Скифию, побывал и в Херсонесе. Интересное сказание о пребывании апостола Андрея в Херсонесе приведено в Степенной книге, составленной из отрывков древних летописей. В ней говорится, что, подойдя к морю вблизи Херсонеса, он увидел большой камень и взошёл на него. Стоя на том камне, св. Андрей истово молился Богу и благословил море. Там, где стоял апостол, остались, словно в воске, следы его ног. Они всегда были заполнены водой - дождевой или морской. Многие молящиеся приходили сюда смочить тело той водой и исцелиться от болезней. Один из мысов древнего Херсонеса сохранил имя св. Андрея.


Свято-Владимирский собор в Херсонесе

Владимирский собор в Херсонесе - одно из самых выдающихся архитектурных сооружений Севастополя, поражающее величественностью, красотой и соразмерностью линий. Его закладка состоялась в 1861 году в присутствии царской семьи и самого императора Александра II, который заложил первый камень будущего храма. Царь лично утвердил проект собора на территории Херсонесского монастыря. До этого в монастыре была только небольшая церковь в память святой княгини Ольги, бабки св. князя Владимира.
Во время первой обороны Севастополя монастырь заняли французы. Церковь они превратили в огневую позицию и обстреливали отсюда русские войска, находившиеся за Карантинной бухтой. К концу обороны монастырь и церковь лежали в руинах.
После Крымской войны Херсонесский монастырь был восстановлен, император Александр II повелел ежегодно 28 июля, в день памяти св. князя Владимира, совершать крестный ход из Севастополя в Херсонес и дал разрешение на строительство соборного храма. Собор должен был воплотить в себе память о величайшем событии - Крещении Руси, стать символом духовной преемственности между Византией и Россией. Это символ перехода восточно-славянского мира от язычества к христианству. Автор проекта, академик архитектуры Д. И. Гримм. Владимирский собор - первое выдающееся сооружение, спроектированное Гриммом. Этот храм принес архитектору звание профессора и право преподавания в академии.


Высота храма вместе с крестом превышала 34 метра. Стены его даже на уровне второго этажа достигали метровой толщины. Внутреннее убранство поражало своим великолепием - колонны из ценных сортов мрамора, мозаичные полы. Расписывали храм известные в то время художники - академик живописи А.И. Корзухин, принимавший участие в оформлении храма Христа Спасителя в Москве, профессор Т. Нефф, Н. Майков, И. Малышев. Работами руководил А. Чагин, автор проекта Форосской церкви. Средства на постройку Свято-Владимирского собора собирали по подписке всей Россией. Когда срок подписки закончился, народ потребовал продлить ее. Тем не менее из-за недостатка средств сооружение его затянулось на три десятилетия.



На земле Херсонеса соединились судьбы святителя Климента Римского, равноапостольных Кирилла и Мефодия, давших славянским народам азбуку и грамматику, и святого Владимира-крестителя. После своего Крещения князь Владимир увез в Киев мощи святителя Климента. Прошло около девяти веков, и теперь уже в Херсонес повезли святые мощи князя Владимира. Частица их, хранившаяся в Малой церкви Зимнего дворца, была передана монастырю. Это закономерно, ведь сам собор был выстроен на месте, где принял Святое Крещение киевский князь. Поэтому Свято-Владимирский Херсонесский собор - всеправославная святыня, храм-памятник, увековечивающий принятие христианства князем Владимиром.














Tags: Крым
Subscribe

  • Чёрный ворон

    В основе текста песни "Чёрный ворон", лежит стихотворение «Под ракитою зелёной», которое сочинил Николай Фёдорович Верёвкин из Невского пехотного…

  • «Есть только миг между прошлым и будущим... »

    95 лет со дня рождения Александра Зацепина. "Многие думают, что композиторы они все в музыке. Я люблю тишину. В тишине у меня рождается…

  • 80 лет со дня рождения Андрея Миронова.

    На самом деле сын знаменитой актерской семьи Александра Менакера и Марии Мироновой появился на свет накануне праздника - 7 марта. Однако…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments