antiguo_hidalgo (antiguo_hidalgo) wrote,
antiguo_hidalgo
antiguo_hidalgo

Categories:

Паоло Трубецкой /15 февраля 1866 — 12 февраля 1938/.

К 155 - ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ СКУЛЬПТОРА.


/Портрет Паоло Трубецкого работы Валентина Серова/.


Русский итальянец Паоло трубецкой.

Шедевры Паоло."Граф Витте и сеттер"
Александр III, Толстой, Левитан.
Дыхание в бронзе - миг теплого ветра,
фигуры и лица полны жизни тайн.

Княгиня с ребенком, извозчик, индейцы,
портреты и бюсты, скульптуры в садах...
Творец, трудоголик, чуть эпикуреец,
о чем-то небесном с тоскою в глазах.

Россия приняв его чуть, оттолкнула,
он жил за границей, работал, творил,
вся жизнь - это лепка, поэма скульптуры,
и стек, и петля* до дрожания жил!

/Улекса фон Лу. *Стек, петля - здесь инструменты скульптора./

Павел (Паоло) Трубецкой родился 15 февраля 1866 года в Интре (Италия), в имении своих родителей. Отец его – русский князь Петр Трубецкой, мать – американка. С восьми лет он увлекается скульптурой под руководством брата Пьетро, художника-декоратора, позже берет уроки у живописца Д.Ранцони. Серьезные занятия скульптурой начались в Милане с 1894 года в студии Баркальи, а затем у Базарро.

Князь Трубецкой долго жил и работал за рубежом, создал там немало памятников известным людям, например, Гарибальди, Данте, Родену, Арману Дейо. И всё же самое лучшее в его творчестве связано с Россией, где расцвело и определилось в основных чертах его дарование. Импрессионизм, выдающимся представителем которого был этот талантливейший самородок, носит явные признаки русской школы: формальные проблемы никогда не были для Трубецкого самодовлеющими – обобщенность формы, крупные живописные мазки, обычно свойственные его лепке, трепетность струящегося света, обтекающего форму и сообщающего ей динамику, – свойства импрессионистической скульптуры – обусловливаются характером замысла художника.


В Россию Павел Петрович приехал в 1897 году – начинается блестящий период его жизни. Захваченный новыми впечатлениями, скульптор напряженно работает и вскоре начинает преподавать в Московском училище живописи, ваяния и зодчества.Появившиеся на выставках работы Трубецкого вызвали резкую критику консервативных кругов петербургской Академии, усмотревших в его новаторском методе нарушение "классических" канонов, и привлекли внимание передовых представителей русской общественности, художественной интеллигенции.Он знакомится с Л. Н Толстым, И. И. Левитаном, Ф. И. Шаляпиным; его наперебой приглашают к себе известные русские семейства: Паоло живёт у М. К. Тенишевой, у Бабкиных, Шереметевых, С. Ю. Витте, в Ясной поляне.

Павел Петрович обладал чрезвычайно острым восприятием пластики: к числу наиболее удачных статуэток мастера относится изображение И. И. Левитана (1899), представленного сидящим в очень живой и непринуждённой позе. «Скульптор стремится запечатлеть характерное, остроиндивидуальное», – пишет М. Кашуро. Образ Левитана в портрете Трубецкого является напряжённым, даже трагически-надрывным; Исаак Ильич не в спокойной позе отдыхающего человека, а сделал лишь минутную паузу в движении.

Чувствуется, внутренний драматизм столь велик, что не позволяет расслабиться, отдохнуть: и композиция скульптуры, и пластика, и силуэт – резкий, нервный – передают трагизм смертельно больного мастера, который с тонкой интуицией художника почувствовал виртуозный ваятель.



Смотрю на портрет Л. Н. Толстого работы Трубецкого. Это одна из самых лучших скульптур Паоло: Лев Николаевич показан в минуты раздумий о будущем России, великого русского народа, которому он служил непревзойдённым словом и делом, всеми своими помыслами был связан с ним. Всего было создано пять портретов Толстого, карандашных и скульптурных, – Паоло не мог не увлечься бунтарской силой духа, темпераментом и творческой энергией знаменитого писателя, «нашего общего учителя» (А. Франс).



Художник привлекал талантом, неординарностью натуры: «Трубецкой действительно очень оригинален, – вспоминал В. Булгаков в книге «Л. Н. Толстой в последний год его жизни». – Наружность у него – актёр на роли резонёров и благородных отцов… Что-то в нём напоминает и американца. По-русски говорит плохо, потому что с детства жил в Италии и Франции».

Однажды у Трубецкого спросили, читал ли он «Войну и мир» Толстого.

– Я ничего не читаю! – заносчиво ответил скульптор, не постеснявшись присутствия самого Льва Николаевича, – он не являлся поклонником философии писателя, – говорил, что таким образом охраняет свободный рост и развитие своей творческой индивидуальности, хотя шутки ради заметим, что вегетарианцем (вслед за Толстым) всё-таки быть пробовал. Но пусть читатели, особенно молодые, не принимают сразу же на веру подобное «заявление» творца: не надо забывать, что Павел Петрович получил великолепное образование, отлично знал историю западноевропейского искусства, свободно изъяснялся на итальянском, французском и английском языках! (Правда, законченного художественного образования так и не удостоился.) «Очень интересный человек, мыслящий и умный», – так отзывался о Трубецком Лев Николаевич, нимало не обижаясь на смелые, даже дерзкие высказывания Паоло.

Бюст Л. Н. Толстого (1899, ГРМ)


В 1900 году произведения П. П. Трубецкого экспонируются в Русском отделе на Всемирной выставке в Париже. За портреты Л. Н. Толстого, Л. Голицына и группу "Московский извозчик" Трубецкому, наряду с О. Роденом, присуждается высшая награда - "Большой приз".

Скульптурные произведения П. П. Трубецкого отличаются яркими художественными приемами: живописной подвижностью и вместе с тем ясностью пластических форм, стремлением избежать ровных и гладких - инертных - поверхностей. В этой подвижности, в идущем словно из глубины движении форм раскрываются сокровенные душевные грани модели.

Особым лиризмом овеяны детские образы: "Дети. Николай и Владимир Трубецкие" (1900, ГРМ).


"Девочка с собакой (Друзья)" (1901,ГРМ).


Портрет Великой Княгини Елизаветы Фёдоровны /1899/.


Портрет матери. /1912./


В 1900 году он стал победителем конкурса на памятник Александру III. Вдовствующая императрица, удовлетворенная явно выраженным портретным сходством, способствовала завершению работ над монументом.

Памятник Александру III существенно отличался от многих официальных царских монументов. Бенуа отмечал, что эта особенность памятника «обусловлена не просто удачей мастера, но глубоким проникновением художника в задачу».



Работы Паоло Трубецкого находятся в Русском музее,в Третьяковской галерее в Москве, в Римской академии художеств, в Венецианской академии, в Берлинской национальной галерее, в Дрезденской галерее и в др.музеях.


Tags: Парадигмы биографии
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments