antiguo_hidalgo (antiguo_hidalgo) wrote,
antiguo_hidalgo
antiguo_hidalgo

Categories:

150 лет со дня рождения воронежского художника Александра Бучкури (1870-1942).

В Воронеже за всю его историю было немало хороших художников. Но Россия с дореволюционных времен знает в первую очередь Александра Алексеевича Бучкури и его портреты подгоренских крестьянок. Репродукции картин «Бабы на бугре», «Крестьянки», «Девушка в тени берез», «Свадебный поезд» публиковали лучшие иллюстрированные журналы того времени – «Нива» и «Солнце России». Они демонстрировались на престижных выставках в Лондоне, Мюнхене (1911 г.) и Венеции (1913 г.).

Илья Ефимович Репин писал о Бучкури: «Он отличный художник, и я горжусь таким бывшим моим учеником!»


Бучкури Александр Алексеевич.(автопортрет-1941).



Родился Александр Бучкури 18 ноября 1870 года в слободе Бутурлиновка. Его отец был купцом, греком турецкого подданства. Воспитывал же Сашу с раннего детства в селе Хреновом отчим А.И.Михельсон. Рисовать мальчик начал в восемь лет – однажды изобразил с натуры соседскую лошадь.

В 1884 году семья переехала в Воронеж. Здесь Александр начал писать красками. Решение стать художником созрело в 1888 году во время посещения выставки картин Товарищества передвижных выставок. Тогда в Воронеже с большим успехом демонстрировались работы И.Е.Репина, Н.М.Шишкина, Н.А.Поленова и И.Н.Крамского. Но сначала Бучкури получил музыкальное образование – он играл в оркестре на рояле и скрипке.

В 23 года Александр Бучкури начал учиться в школе любителей рисования под руководством Льва Григорьевича Соловьева. Уже тогда проявился его интерес к крестьянской теме. Известен его ученический этюд, на котором изображены сидящие на траве крестьянки.

"Свадебный поезд" (1913)


В 23 года Александр Бучкури начал учиться в школе любителей рисования под руководством Льва Григорьевича Соловьева. Уже тогда проявился его интерес к крестьянской теме. Известен его ученический этюд, на котором изображены сидящие на траве крестьянки.

В 1898 году Бучкури приехал в Петербург, чтобы держать экзамен в Академию художеств. Перед Репиным предстал высокий, богатырского сложения человек с большими руками, глубоко посаженными, искрящимися глазами, которому, казалось, больше подошло бы выступать борцом в цирке. Первый прием оказался неласковым. Тем не менее Илья Ефимович попросил воронежца написать несколько этюдов. Один из них так ему понравился, что Репин взял Бучкури в студию княгини Марии Клавдиевны Тенишевой, в которой он в то время преподавал. В студии были созданы идеальные условия для учебы талантливых молодых людей всех сословий.

В октябре 1899-го Александр Бучкури подал заявление о приеме в Высшее художественное училище Академии. Здесь его сокурсниками стали астраханец Борис Кустодиев и тамбовчанин Иван Горюшкин-Сорокопудов. Для получения звания художника Бучкури написал конкурсную картину «Смерть самозванца», имевшую такой шумный успех у публики, что ее тут же приобрел коллекционер из Швейцарии. Получив средства для жизни, Александр Алексеевич женился на художнице Вассе Епифановой.

"Рождественский базар" (1906)


В 1907 году молодожены переехали в Воронеж. Свою мастерскую Александр Алексеевич устроил близ города, в селе Подгорном. Селяне с раздражением восприняли непонятный им интерес художника к их персонам. «Один раз, – вспоминал Бучкури, – даже побить хотели, спасибо, хозяин предупредил: беги, бить собираются тебя… Говорят, кого ты списываешь, тех выселять будут!»

Постепенно отношения наладились. Свататься к подгоренским девчатам, чьи портреты появились в лучших столичных журналах, поехали лучшие женихи со всей России. В итоге в 1912 году появилась картина с прекрасным цветовым решением «Свадебный поезд», которая успешно экспонировалась на весенней выставке Академии художеств в Петербурге. Правда, революционно настроенные критики поносили Бучкури за то, что Россия и ее народ предстают в его работах сильными и прекрасными. «Я видел, конечно, работы «левых» художников на выставках, – рассказывал Александр Алексеевич, – но они меня как-то не трогали. Откровенно говоря, я просто не понимал их. А иногда они пугали меня!..»

Бучкури продолжал шагать своим путем. Он создал великолепные портреты Петра I, один из которых приобрела Воронежская городская Дума, а другой – Дворянское собрание. Многие работы мастера приобрела и щедро оплатила принцесса Евгения Максимилиановна Ольденбургская. По просьбе Александра Алексе­евича она заказала и оплатила для Воронежской рисовальной студии коллекцию прекрасных копий античных статуй – Венеры, Аполлона, Юноны, Сатира и т.д.

"От святой заутрени."


После переворотов и революций 1917 года Бучкури оказался не у дел, его работы долго нигде не экспонировались. Жить пришлось за счет старых накоплений. Чиновники Наркомпроса внесли его в черный список. Даже в сарай во дворе Музея революции, в котором располагалось товарищество «Художник», ход Бучкури был закрыт. Только в 1933 году на выставке «Художники ЦЧО за 16 лет советской власти» появилась картина Александра Алексеевича «Завтрак на сенокосе», которую он писал в неотапливаемой тесной мастерской, отогревая краски дыханием. Поскольку эту работу приобрела редакция областной газеты «Коммуна», отношение к художнику начало меняться.

Настоящий фурор произвела в 1937 году работа Бучкури «Вывод», работать над которой он начал еще в 1910 году. На большом полотне (2х4 м) изображено публичное наказание молодой крестьянки, изменившей старому мужу. Супруг, узнавший об измене, гонит привязанную к запряженной лошади голую жену по деревне. В качестве истязателя Александр Алексеевич изобразил самого себя. Картина вызвала противоречивые толки. Партийные идеологи обвинили мастера в любовании обнаженной натурой, что снизило количество заказов.

Основную часть своего времени Бучкури уделял теперь ученикам, терпеливо передавая им свои знания и опыт. Говорил он так: «Рисуйте просто, как будто вы никогда не рисовали. Не будьте гордыми, не бойтесь с максимальным трудолюбием добиваться того, что есть в природе!» И еще: «Дайте поработать воображению зрителя, дайте возможность зрителю самому закончить вашу мысль. Надо, чтобы мысль зрителя пошла дальше, за тем действием, которое имеется в вашей картине…»

"Пасхальное утро"


Ученики безумно любили своего учителя. Для них он был кумиром. Прежде всего их восхищала его недюжинная физическая сила. Александр Алексеевич мог запросто поднять тумбу вместе с натурщицей и перенести на более освещенное место! Во время работы кистью мастер прекрасно пел басом арии из опер. Иногда молодые художники устраивали ему настоящую овацию.

"Пряхи"


Перелом произошел в 1940 году, после того как картины Бучкури попали на московскую «Выставку мастеров старшего поколения художников РСФСР» и даже произвели там некоторую сенсацию. Журнал «Искусство» один из своих номеров полностью посвятил творчеству Александра Алексеевича. Деваться было некуда: местные власти назначили мастеру персональную пенсию, построили мастерскую, вернее, надстроили второй этаж его дома в Скорняжном переулке.

"У цирка" (1936)


В 1942 году, в период временной оккупации Воронежа, Александр Алексеевич Бучкури погиб от рук фашистских захватчиков.

Одна из жительниц города, знавшая художника, рассказывает, что в конце лета (в июле-августе) 1942 года группа воронежцев была приведена оккупантами в район Красноармейской улицы. В этой группе находился и Александр Алексеевич со своей женой, которую он поддерживал под руку. Высокий, в сером плаще, он очень выделялся в толпе. Вскоре все были расстреляны.

Есть и другие версии гибели художника. Некоторые воронежцы утверждают, что он был расстрелян в конце улицы Кольцовской. Другие утверждают, что художник Бучкури и его жена были расстреляны фашистами 5 августа 1942 года во дворе комендатуры на улице 9 Января . Вместе с ними были уничтожены два брата Вассы Иосифовны, а также музыкант Левинсон. Очевидцы утверждают, что долгое время во дворе комендатуры, среди кучи мусора, диплом Академии художеств, выданный Бучкури.



Tags: Живопись
Subscribe

  • Чёрный ворон

    В основе текста песни "Чёрный ворон", лежит стихотворение «Под ракитою зелёной», которое сочинил Николай Фёдорович Верёвкин из Невского пехотного…

  • «Есть только миг между прошлым и будущим... »

    95 лет со дня рождения Александра Зацепина. "Многие думают, что композиторы они все в музыке. Я люблю тишину. В тишине у меня рождается…

  • 80 лет со дня рождения Андрея Миронова.

    На самом деле сын знаменитой актерской семьи Александра Менакера и Марии Мироновой появился на свет накануне праздника - 7 марта. Однако…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments