antiguo_hidalgo (antiguo_hidalgo) wrote,
antiguo_hidalgo
antiguo_hidalgo

Category:

545 лет со дня рождения Микеланджело Буонарроти.

С рождения пленён я красотой
И высшее в том вижу назначенье.
В искусствах добиваться совершенства,
За кисть или резец берясь рукой,–
Вот цель и вечное стремленье.
Иного в жизни не ищу блаженства…

/ Микеланджело Буонарроти./





Микеланджело ди Франческа Нери ди Миниато дель Сиена ди Лодовико ди Леонардо ди Буонарроти Симони (таково его полное имя) родился 6 марта 1475 года в ратуше городка Капрезе, расположенного в Аппениских горах (Тоскана, Италия). Он часто убегал из дома. Пристанищем для него было семейство Тополино, каменотёса, жена которого, Маргарита, вскармливала Микеланджело. Здесь мальчик усаживался на «рабочее место» и молча обтёсывал камень, добываемый в соседней каменоломне. Это, повторяемое с завидным постоянством занятие, впоследствии превратилось в страсть и определило выбор профессии. Много лет спустя, он писал:

С высокой кручи гордого утёса,
Где с детства душу с камнем породнил,
Я вниз сошёл, когда набрался сил,
Связав себя с судьбой каменотёса.
Да и с рожденья не было вопроса…

Подросток настоял, чтобы его отдали в мастерскую художника Д.Гирландайо. Почти сразу же после поступления, ему удалось превзойти других учеников по мастерству рисования: он вышел победителем соревнования, в котором они участвовали. Микеланджело, обучаясь у Гирландайо, не только знакомился с работами флорентийских художников, но и копировал их. Однако, успехи в области рисования не оказались определяющими в выборе профессии. Ваяние – вот к чему он был более склонен. Архитектура, фресковая живопись, поэзия,– вот сферы искусства, в которых он, наряду с ваянием, достиг выдающихся результатов. Это стало возможным, прежде всего, благодаря его таланту, а также целеустремленности, энергии, трудоспособности, пытливому уму и каторжному повседневному труду. Всё это в совокупности вывело его, в конечном итоге, на орбиту славы.

Но не только этой стороной творчества славен этот человек. Как и скульптуры, архитектурные и фресковые работы, прекрасна его поэзия. Его поэтические произведения вышли за пределы узкого круга читателей особенно после того, как некоторые из них были опубликованы в работах Бенедитто Варки, Донато Джаннотто, Джорджо Вазари. Таким образом, в качестве поэта он стал известен ещё при жизни.

Большинство стихотворений были написаны в любимой им форме сонета и мадригала. Оценивая его поэтическое творчество, большинство сошлось во мнении, что оно рождено силой вдохновения. Помимо того, что в его стихотворениях отражены темы любви, искусства, героики, воспевания человека…, в них часто прослеживаются философски звучащие размышления о бренности жизни, одиночестве художника…

ТВОРЧЕСТВО
(перевод А.Вознесенского)

Когда я созидаю на века,
Подняв рукой камнедробильный молот,
тот молот об одном лишь счастье молит,
чтобы моя не дрогнула рука.
Так молот Господа наверняка
Мир создавал при взмахе гневный молот.
В гармнию им хаос пермолот.
Чем выше поднят молот в небеса,
тем глубже он врубается в земное,
Становится скульптурой и дворцом.
Мы в творчестве выходим из себя.
И это называется душою.
Я – молот, направляемый Творцом.

*****

Прекрасным мы порой не дорожим,
И куцы наши чувства.
А многие искусно
Чернят всё то, что дорого другим.
Как часто я раним,
Собою недоволен,
И тут хоть кол на голове теши.
Когда же одержим,
Над страстью я не волен,
Но пред толпой сдержу порыв души.
В наш век слепой все средства хороши,
Чтоб заурядность прославлять с амвона.
С ума тут спятишь от пустого звона.

*****

Таит в себе материю незримо
Любая вещь иль замкнутый объём.
И тайна в облике её ночном
От света и сторонних глаз хранима.

Но и ночная темень уязвима
То факелом горящим, то костром;
Она дрожит пред хилым светлячком
И на заре светилом прочь гонима.

Когда приходит на поля весна,
Обильно почву орошает влага
И прорастают семена во мгле.

Для зарожденья жизни тень важна,
А потому и день, и ночь есть благо,
Чтоб люди жили вечно на земле.

Творческий путь Микеланджело продолжался более семи десятилетий. На протяжении этого длительного времени он испытал и радость побед, и муки, обусловленные одиночеством, разочарованием, обострённым чувством бренности бытия… По большому счёту, он больше всего на свете любил искусство, которому отдал всю свою сознательную жизнь. «Искусство,– говорил он,– ревниво: оно требует, чтобы человек отдавался ему всецело».





Tags: Парадигмы биографии
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments