antiguo_hidalgo (antiguo_hidalgo) wrote,
antiguo_hidalgo
antiguo_hidalgo

Categories:

Маргарита Терехова. Нежная фурия.

Замечательной актрисе Маргарите Тереховой сегодня исполняется 75 лет. Андрей Тарковский называл её «актрисой-подробницей» за огромное внимание к каждой детали. Большинство её героинь – натуры страстные и самодостаточные. Её манера существования и её интонации неповторимы и узнаваемы. Критики называли ее «женщиной-загадкой». И даже режиссеры, работавшие с актрисой, не всегда могли эту загадку разгадать...

Маргарита Терехова не дает интервью. Она ни для кого не делает исключения. Я позвонила ей однажды, надеясь на удачу, и она сказала: «О чем говорить? О прошлом? О прошлом не хочу, а настоящего нет...» Кое-что о себе она рассказала в вышедших в 2013 году в издательстве «Этерна» воспоминаниях "Из первых уст..."

Но рассказ получился «пунктирный». Дополнить его согласились коллеги Маргариты Борисовны и ее дочь, актриса Анна Терехова

Родилась Маргарита Терехова в глу­бокой провинции во время вой­ны — 25 августа 1942 года в городе Туринске. Там гастролировал, играя спектакли в госпиталях, Свердловский драматичес­кий театр, в котором служили ее родители: ведущая актриса театра Галина Томашевич и актер и режиссер Борис Терехов. Судьба свела их накануне войны в Москве, на ак­терской бирже.




Мама Маргариты Тереховой, Галина Томашевич, родилась в начале прошлого века в Польше, в городе Радом. Мать — Анна Адамовна Шанявская, отец — Ян Станислав Гелиодор Томашевич, офицер царской армии. Анна Терехова расска­зывает: «Бабушкины родители друг друга любили и безмерно ревновали. Бабушка вспоминала: «Мама чистила папин китель, находила на нем женские волосы, намотанные на пуговицы, и такие скандалы были. Они бегали друг за другом по всему дому, папа однажды даже стрелял в маму и легко ранил в руку». В годы Гражданской войны в России Ян Томашевич воевал на стороне белых и пропал без вести. Анна Адамовна пошла на фронт сестрой милосердия. Умерла от тифа.



Три маленькие дочки (Галя — са­мая младшая) попали сначала в Керчь, в пансион, потом, когда в Крыму укрепилась Советская власть, в детский дом в Евпатории.
После детского дома, в 16 лет, Галя устроилась в Симферополе на швейную фабрику. С утра до вечера пришивала пуговицы к мужским брюкам.

И мечтала стать актрисой. Увидела как-то в газете объявление о наборе в театральную студию при Симферопольском театре, пошла туда, и ее взяли».

Дочери (слева на­право) Галя, Вера и Нина Томаше­вич.


Пришла однажды домой и заявила ма­ме: «Поеду в Москву поступать во ВГИК!» И мама сказала: «Конечно, поезжай». «Приехав в Москву летом 1961 года, — пи­шет в своей книге Маргарита Борисовна, — я стала поступать во ВГИК. Слышала, как про меня шепчут за спиной: «Вот эта де­вочка с русой косой проходит!» Но потом вдруг появились какие-то «свои девочки», и Рита поняла, что ее не берут... Такое бы­ло отчаяние. Что же теперь? Возвращать­ся в Ташкент? Собралась уж было домой, да деньги в общежитии украли. Студен­ты старших курсов, жившие в общежитии, приняли горячее участие в судьбе «девочки с косой» и предложили подработку: съем­ку в научно-популярном фильме. Там-то, на киностудии «Мосфильм», Рита и узна­ла случайно, что главный режиссер Теат­ра имени Моссовета Юрий Александрович Завадский набирает курс. Маргарита пош­ла туда, и ее сразу допустили к последнему отборочному туру. Она прошла.

«В октябре 1961 года мы с приятелем со­вершенно случайно оказались в гуще пос­тупающих в студию Завадского при Театре имени Моссовета, — вспоминает актер Вя­чеслав Бутенко. — И там я впервые увидел Риту Терехову. Вздернутый носик, длин­ная русая коса, а главное — она словно вся светилась. Тогда я в нее и влюбился».

На втором курсе Рита и Слава поженились. Свадьба была в крохотной комнатушке в комму­налке у Славы. Пришли все однокурсники и мо­лодые актеры театра. Но семейной жизнью мо­лодым заниматься было некогда. Учеба погло­щала все время. После окончания студии Рита и Вячеслав даже не разошлись — разбежались. После выхода фильма «Здравствуй, это я!» в 1965 году о молодой дебютантке в кино Мар­гарите Тереховой сразу заговорили. «Когда она снялась в «Здравствуй, это я!», — вспоминает кинорежиссер Георгий Юнгвальд-Хилькевич, — это было потрясающе! Родилась молодая выда­ющаяся актриса. Ни на кого не похожая».

Следующая картина — «Бегущая по волнам» по роману Александра Грина и сценарию еще не опального, но уже известного Александра Гали­ча. Партнером Тереховой по фильму был бол­гарский актер Сава Хашимов. «Как только мы начали сниматься, Сава сразу влюбился в меня и начал преследовать повсюду. Он был потряса­юще красивым человеком, очень талантливым вдобавок, — пишет Маргарита Борисовна. — Он был женат, но так вышло, что после съемок он развелся и сделал мне предложение. Я была уже на четвертом месяце беременности». Маргарита жила в театральном общежитии, в комнатке 8 квадратных метров. Голые стены, умывальник на этаже. Но Риту быт тогда не вол­новал. Она была очень востребована в профес­сии и приходила в общежитие только ночевать. «Но когда в общежитие принесли новорожден­ную Анечку, — вспоминает подруга Тереховой Наталья Верова, — это был «караул!». Пока не приехала Ритина мама из Ташкента, я по воз­можности оставалась с Анечкой, но, вообще, боялась там находиться. Пустой дом под снос, телефона нет, кругом — никого. Актеры не появ­лялись дома с утра до вечера.

МАРГАРИТА C МАМОЙ. «В детстве, — вспоминает Марга­рита Борисовна, — я могла легко изобразить любой мамин спектакль с начала до конца». Середина 1940-х годов.


МОЛОДАЯ АКТРИСА Маргарита Терехова в своей первой роли в Театре им. Моссовета. Ее ввели в спек­такль «Цезарь и Клеопатра», где Цезаря иг­рал Ростислав Плятт. «Когда явилась я, еще тогда студент­ка, он сказал: «Ну все, совсем уже развраще­ние малолет­них!»


У Риты был очень счастливый брак с Савой Хашимовым. Помню, он прилетел из Болгарии. Мы позвонили на студию и сказали Рите. Шел проливной дождь. Она примчалась, мокрая на­сквозь — они бросились друг другу в объятия». «Иногда мы с Савой, посадив Анечку в коляс­ку, отправлялись гулять на Страстной буль­вар. Там фотографировались, сидели на лавоч­ках, — пишет Маргарита Терехова. — Но рабо­ты у Савы в Москве не было, и уровень жизни в Болгарии сильно отличался от нашего. И он вернулся в Болгарию». Маргарита тяжело пе­режила разрыв с мужем. Семья не состоялась, а какое было многообещающее начало... Мар­гарита отправила полугодовалую дочку в Со­фию вместе с отцом к бабушке Наде, которая очень хотела, чтобы внучка росла с ней. Анечка пробыла там несколько месяцев, но потом при­ехала Галина Станиславовна из Ташкента и за­явила свои права на внучку. Годовалую Аню привезли в Москву. Маргарите дали наконец однокомнатную квартиру.

После развода Маргарита изменилась. Харак­тер у нее стал жестче, она стала требовательнее к мужчинам. Галина Станиславовна сетовала, что дочку не узнать. Дома была такая покладистая, спокойная, аккуратная. А Москва ее испорти­ла. «Мама и бабушка часто выясня­ли что-то друг с другом на повышен­ных тонах, — вспоминает Аня. — При этом не помню ни одного плохого слова о папе в нашей семье. Когда папа приезжал в Москву, всегда при­ходил к нам. Он любил борщ, и ба­бушка специально для него варила.С мамой он не встречался, они уже перестали рваться друг к другу.
НА СТРАСТНОМ БУЛЬВАРЕ С САВОЙ И МАЛЕНЬКОЙ АНЕЙ. Фотогра­фию сделал Александр Леньков, сокурсник, коллега по Театру Моссовета, старинный друг.



МАРГАРИТА С ДОЧЕРЬЮ. «Своей жилплощади у нас тогда не было, — вспоминает Маргарита Борисовна, — приходилось ютиться в актерском общежитии на Каретной улице, возле театра «Эрмитаж»


Встреча Маргариты Тереховой в 1972 году с ки­норежиссером Андреем Тарковским стала судьбоносной. Сыграв в его фильме «Зеркало», Терехова стала актрисой особого сорта — актри­сой Тарковского.

«Для пробы в «Зеркало» Тарковский вызвал ме­ня на «Мосфильм», — пишет Маргарита Бори­совна. — Помню, бегу через небольшой садик, волосы на ветру развеваются, платье трепещет. Вхожу и вижу двух красивых мужчин: Гошу Рерберга (кинооператор) и Андрея Тарковского. Я тогда и не знала, что меня при­глашают пробоваться на главную роль... Это время я сейчас вспоминаю как сказку, сплош­ное наслаждение. Андрей никому не давал чи­тать сценарий, нам выдавались только малень­кие листочки со словами. А с того момента, как Гоша Рерберг меня убедил, что снятый матери­ал удачен, я поняла, что могу у Тарковского что- то спрашивать, уточнять мои действия в сле­дующем кадре. Наконец Андрей не выдержал и поручил своему ассистенту Марии Чугуновой выдать мне бумагу, где было написано: «Актрисе-подробнице Маргарите Тереховой. План ближайших съемок». И когда в очередной раз я попыталась что-то выяснить, он посмотрел на меня вдумчиво, прищурив зеленый глаз, и ска­зал: «А по хохотальнику?» Я начала неудержи­мо смеяться. При всем своем величии, при всей своей гениальности он был в общении челове­ком удивительно нежным, легким».

ПРОБА к филь­му Андрея Тарков­ского «Зеркало». До утверждения на главную роль в «Зеркале» Мар­гарита Терехова пробовалась в фильм Тарков­ского «Солярис», но роль досталась Наталье Бондар­чук. Тарковский позже говорил, что если бы утвер­дили Терехову, то «Солярис» был бы совсем другим фильмом. 1973 год.
По вечерам Тарковский с Рербергом и худож­ником картины Николаем Двигубским уединя­лись и обсуждали предстоящий день съемок. Рита присутствовала при этом, слушала с на­слаждением. Она всеми фибрами души ощуща­ла, что находится рядом с необычными людьми, большими художниками. Это была такая школа мастерства. Но однажды Тарковский ей сказал, чтобы она больше не приходила, что, когда она рядом, он думает о другом. А позже признался: «Хорошо, что я влюбился в Риту только к концу съемок, а то фильма могло и не быть».
Были такие разговоры, что Терехова была не­обыкновенно близка к Андрею Арсеньевичу. Аня говорит: «Нет, там было совсем другое.Была, конечно, близость, но духовная.



В 1970-х Терехова оставалась самой востребо­ванной в кино актрисой, хотя среди мифов о ней в актерской среде ходил и такой, что, мол, чело­век она сложный, непредсказуемый, невероятно требовательный не только к себе, но и к колле­гам.
Актер Михаил Боярский встретился с Мар­гаритой на «Ленфильме», на съемках «Собаки на сене». Это была его первая большая работа в кино. «Маргарита Терехова, — вспоминает Бо­ярский, — это женщина, в которую я был влюб­лен, влюблен сейчас и буду влюблен всегда. Да, она непредсказуема. Она — фурия! И вместе с тем трогательная, ранимая, нежная. По сути, от нее зависела моя актерская судьба: в «Собаке на сене» я снимался потому, что Маргарита Терехова настояла!
ФИЛЬМ «СОБАКА НА СЕНЕ». «Влюбленность мне всегда мешала в ра­боте, — признается Терехова в воспоминаниях. — Так что с моей стороны к Мише Боярскому был интерес, но о любви речи и не было».



В 1981 году Маргарита родила сына Сашу и уш­ла из Театра им. Моссовета, где была ведущей актрисой. «У меня Саша был совсем маленьким, когда театр уехал на гастроли. Я по­ехать не смогла — не с кем было оставить моего мальчика. Вдруг получаю срочную телеграмму, мол, Рита, немедленно приезжай, нужно заменить заболевшую коллегу. А как я могла оставить грудного ребенка и уехать на другой конец страны? — вспоминает Маргарита Борисовна. — Разразился скандал... Меня вынудили уйти из театра, в котором я прослужила двадцать лет».

Никто даже в близком окружении Марга­риты не знал, кто отец ребенка. Она держа­ла это в тайне от всех. Видно было толь­ко, что она вся светится от счастья, будто вторую молодость переживает, и что она влюблена. Молва приписывала отцовство кинорежиссеру и продюсеру Георгию Гав­рилову, с которым у Маргариты был в этот период гражданский брак, вскоре распав­шийся. Георгий Гаврилов младше Марга­риты. В своих интервью он признавал, что он отец Саши и что Маргарита препятству­ет их общению. Однако Анна опровергает это: «Нет, это не так. Но они нормально об­щаются. Саша работал у Гаврилова на его картине ассистентом режиссера». Уволившись из театра, оставшись без зар­платы и с маленьким сыном на руках, Мар­гарита не пала духом. Организовала на ба­зе Росконцерта музыкальный коллектив «Балаганчик». Было начало 1980-х. Вскоре она познакомилась с молодым музыкантом и исполнителем Игорем Тальковым. Разгля­дев в нем талант, Маргарита пригласила его в свой коллектив, стала покровительство­вать Игорю, знакомить его с нужными людь­ми. Она-то знала, как трудно пробиться на большую сцену начинающему. Они стали ез­дить по стране с концертами. В репертуаре кол­лектива был мюзикл Раймонда Паулса «Сестра Керри» по роману Драйзера, и Маргарита пела вместе с Тальковым.

C АНЕЙ НА СЪЕМКАХ фильма «Санта Эсперанса»


Это были не лучшие времена для искусства. Но, когда Аня сообщила, что собирается стать актрисой, Маргарита постаралась не давить на дочь и никак не влиять на ее выбор. Аня еще в детские годы близко познакомилась с актерс­кой профессией, путешествуя с мамой по киноэкспедициям, и Маргарита надеялась, что Аня сделала осознанный выбор. Правда, к экзаме­нам она дочь не готовила. «Я не могла с мамой заниматься, — вспоминает Анна, — очень зажи­малась». В первый год после школы Аню не взя­ли в Училище имени Щепкина. «Я читала Чехо­ва, такая скромная, с косичкой, в голубом пла­тье, — рассказывает Анна. — И меня пропускали, пропускали. А на конкурсном показе решила всех удивить. Читала цыганскую сказку о вет­ре, влюбленном в девушку. Туфли сбросила, волосы распустила, танец исполнила. У комис­сии челюсти попадали. И не взяли. Как потом выяснилось, обсуждали не меня, а маму, что, мол, дочь такая же будет, взбалмошная, и весь курс за собой поведет. Может быть, поэто­му у меня и в кино не сложилось. Не могло быть двух Тереховых на экране».

На следующий год Аня поступила в ГИТИС и уже на первом курсе вышла замуж, а вско­ре выяснилось, что она беременна. «У меня таких планов не было, — рассказывает Ан­на, — ведь только что с таким трудом посту­пила. Но мама сказала: «Будешь рожать». И хотя у 44-летней Маргариты сын был еще первоклассником, а теперь ей пред­стояло помогать воспитывать внука Ми­шу.

Перестройку Маргари­та Борисовна встретила с радостью и не ждала от этого ничего плохого лично для себя. Наобо­рот, «гнилое болото», по ее собственному выражению, которое столько лет стояло и не двигалось и в котором задыхались — и задохнулись таки лучшие люди страны: Тарковский, Кайдановский, Высоцкий, Рерберг, — наконец-то провалилось в тартара­ры. Терехова ждала от перестройки только обновления, ее не пугали перемены, она бы­ла уверена, что будет новое замечательное кино. «Если только свободу не отнимут», — говорила она.

Но время «нового замечательного кино» все никак не наступало. В 1990 году Тере­хова снялась у эстонского режиссера Арво Ихо в фильме «Только для сумасшедших, или Сестра милосердия». Картина получи­ла много наград, четыре из которых за исполненную Тереховой главную женскую роль, но в России ее почти никто не видел. Маргарита взялась за режиссуру. В 1994 году на экспериментальной сцене «Под крышей» род­ного Театра имени Моссовета она поставила спектакль по пьесе Гарсия Лорки «Когда прой­дет пять лет», в который на каком-то этапе вве­ла Аню и 12-летнего Сашу. «Я горжусь, — пишет она в своих мемуарах, — что мы успели сделать и обкатать этот спектакль к 100-летию Лорки.

С ДОЧЕРЬЮ АННОЙ И СЫНОМ САШЕЙ.


Много легенд ходило о роковой красавице Маргарите Тереховой, ей приписывали мно­жество романов и разбитых сердец. Но сама она однажды сказала: «От мужчин прок в том, что дети рождаются. Мужчины приходят и ухо­дят. И Бог с ними».

В 1996 году не стало Галины Станиславовны. Ее смерть была ударом и для Маргариты Бори­совны, и для Ани. Мама Маргариты была креп­ким тылом семьи, сохраняла традиции.

Это были очень трудные годы для актрисы Те­реховой. Она уходит в тень. Наотрез отказы­вается давать интервью. «Мама вовсе не капризничала, — поясняет Аня.

— Когда Воло­дя Алейников предложил ей небольшую роль в сериале «Короли российского сыска», она с удовольствием согласилась. Она была соглас­на сниматься, если ей самой нравился материал. А просто ради денег не хотела».

Премьера «Чайки» состоялась в 2005 году. В роли Аркадиной — Маргарита Терехова, в роли Треплева — Саша, в роли Нины Заречной — Аня. «Ты ведь не играла таких ролей в кино», — гово­рила она дочери, радуясь, что смогла подарить ей счастье сыграть Нину Заречную. В прокат фильм не взяли: убыточный...

На премьере «Чайки» Маргарита вывела в свет и впервые представила публике взрослого сына- актера: Александра Тураева. Чуть позже приот­крыла завесу тайны его рождения: «Меня часто спрашивают об отце Саши. Могу сказать только, что это восточный человек, с которым я позна­комилась в Таджикистане».

«Чайка» — последняя работа Маргариты Терехо­вой. Вскоре пошли разговоры о том, что актри­са больна. «Да, — говорит Юнгвальд-Хилькевич, — она подорвала все свои силы на этом про­екте. Жаль, что у нас не ценят людей...»
МАРГАРИТА С ДЕТЬМИ на съемках «Чайки». «Я пос­тавила «Чайку» в первую очередь о Треплеве, о его несчастной любви. Этот фильм в не­которой степени стал для меня по­пыткой искупить свою вину перед детьми, которым я не всегда могла уделять достаточ­но внимания. Ведь актрисе очень сложно быть хоро­шей матерью, она живет иной, сцени­ческой жизнью».



В августе 2012 года Маргарите Тереховой ис­полнилось 70. В Доме кино прошел вечер-кон­церт, на котором собрались коллеги Маргари­ты Борисовны, друзья и поклонники. Гостей в фойе Дома кино встречали молодые артис­ты в костюмах мушкетеров. Весь вечер звуча­ли песни из кинофильмов, поздравления кол­лег, признания в любви и поклонении. Среди гостей была и сестра Тарковского — Марина. «Мы устроили маме грандиозный праздник, — гово­рит Анна. — Она была очень счастлива. Она всех узнала, всем была искренне рада». Аня со сце­ны объявила гостям, что на прошедшем летом кинофестивале «Московская премьера» Марга­рита Борисовна была удостоена почетного дип­лома и что это ее первая отечественная награ­да. Зал при этих словах ахнул: как такое может быть? Первая награда за всю жизнь?!

Сейчас Маргарита Борисовна живет своей жиз­нью под опекой дочери, внука и сына. С ней постоянно находится помощница, старшая еди­нокровная сестра по отцу Юля. Маргарита Бо­рисовна не утратила своего оптимистического отношения к жизни. И ни на что не сетует. Лю­бит пересматривать на видео свои фильмы, при­ходит к дочери в Театр Луны и на антрепризные проекты. «Когда я выхожу на поклоны и вижу маму в первых рядах в зале, вижу, что она пла­чет и улыбается, что она тронута игрой, — гово­рит Анна, — я понимаю, что в эти моменты в ней вновь воскресает актриса.
МАТЬ И ДОЧЬ. «Мы повторяемся и продолжаемся в наших детях, — написала Маргарита Терехова в своей книге «Из первых уст...». — В этом, наверное, и заключается высший смысл жизни. С помощью детей мы сами постигаем эту жизнь иначе, словно душу свою открываем».


Наталья Корнеева


Tags: Парадигмы биографии
Subscribe

  • Памяти Петра Мамонова / 14.04.1951. - 15.07.2021. /

    А чего я так боюсь смерти? Я ведь верю в Бога, и знаю, что после этой нас ждет другая жизнь. Мы подобны младенцу, который лежит в утробе матери. Он…

  • Памяти павших.

    22 июня Не танцуйте сегодня, не пойте. В предвечерний задумчивый час Молчаливо у окон постойте, Вспомяните погибших за нас. Там, в толпе, средь…

  • Памяти Кахи Кавсадзе /5.06.1935. - 27.04.2021./

    Грузинский актер Кахи Давидович Кавсадзе, умер в Тбилиси на 86 году жизни после продолжительной болезни. С 1959 года он был актером театра…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments