antiguo_hidalgo (antiguo_hidalgo) wrote,
antiguo_hidalgo
antiguo_hidalgo

Categories:

125 лет со дня рождения Елизаветы Юрьевны Кузьминой-Караваевой-Мать Мария (1891-1945).

Кузьмина-Караваева Елизавета Юрьевна

«На Страшном Суде меня не спросят, успешно ли я занималась аскетическими упражнениями и сколько я положила земных и поясных поклонов,а спросят:накормила ли я голодного, одела ли голого, посетила ли больного и заключенного в тюрьме»

Завороженные годами
Ненужных слов, ненужных дел,
Мы шли незримыми следами;
Никто из бывших между нами
Взглянуть на знаки не хотел.

Быть может, и теперь — все то же,
И мы опять идем в бреду;
Но только знаки стали строже,
И тайный трепет сердце гложет,
Пророчит явь, несет беду.

Пусть будут новые утраты
Иль призрак на пути моем;
Всё, чем идущие богаты,
Оставим в жертву многократы
И вновь в незримое уйдем.

Зачем жалеть? Чего страшиться?
И разве смерть враждебна нам?
В бою земном мы будем биться,
Пред непостижным склоним лица,
Как предназначено рабам.

/Мать Мария-Кузьминина-Караваева Е.Ю./


Мать Мария (Кузьминина-Караваева Е.Ю.)родилась в Риге (8) 20 декабря 1891 года в семье прокурора. После отставки отца семья поселяется в имении под Анапой. А когда Юрия Пиленко пригласили стать директором Никитского ботанического сада, семья уехала в Крым. Здесь, в Ялте, девочка окончила женскую гимназию. И снова переезд. На этот раз в Петербург. В Северной столице Лиза увлекается литературой, знакомится с Александром Блоком. Ее первые книги - «Скифские черепки», «Юрали», «Руфь». В 19 лет Лиза вернулась в Анапу, где вышла замуж за юриста Кузьмина-Караваева. В 1918 году она становится городским головой. Как участница Белого движения эмигрирует в Париж. К тому моменту Елизавета уже была вторично замужем и имела двоих детей. В 1932 году ушла в монастырь и стала носить имя Мария. Монахиня посетила женские монастыри Прибалтики, возглавила во Франции Русское студенческое христианское движение и открыла в Париже общежитие для одиноких женщин. Позже при нем появилась церковь, и проводились миссионерские курсы. Зная все тонкости эмиграции, Мария основала благотворительную организацию помощи русским во Франции «Православное дело». А во время Второй мировой войны, когда страна была оккупирована немцами, в доме матери Марии расположился штаб Сопротивления. В 1943 году она с сыном была арестована. Погибла Мария Юрьевна Скобцова 31 марта 1945 года в концлагере Равенсбрюк.
Канонизирована Константинопольским Патриархатом как преподобномученица в январе 2004 года.


“Мария Парижская – неудобная святая”
Образ матери Марии (Скобцовой) не укладывается в обычное представление о православном монашестве. Слишком сложна ее жизнь, слишком переполнена событиями, противоречиями, исканиями. Не так просто поместить все это в русло привычного житийного жанра. Впрочем, для многих сама мысль попытаться говорить о матери Марии как о православной русской святой граничит с кощунством, ведь не может быть святости там, где мы ее видеть не хотим.

Сама мать Мария скажет о себе:

Кто я, Господи? Лишь самозванка,

Расточающая благодать…

Такой «самозваной» святой она и останется для многих и многих чад нашей Церкви, не способных вместить…

И ведь действительно, о какой святости можно говорить, когда было два брака, революционное прошлое, курение, стихи, дети, неправильная юрисдикция, непонятное богословие, монашество ли? История Русской Церкви не изобилует примерами женской богословской мысли, и это еще одна черта, которую матери Марии простить никак невозможно.

А ведь ее поэзия, статьи, в том числе и на богословскую проблематику, являют собой особую сокровищницу русской мысли и русского слова. Но главное сокровище матери Марии – это ее вера, истинно евангельская вера, которая состояла, ни из одних лишь слов, но и дел. Евангельское милосердие и евангельское доброделание, которое не взирает на лица – вот главный вклад матери Марии в сокровищницу русского христианства.

Мать Мария понимала монашеское служение – как деятельную любовь к людям, которая состоит из дел милосердия, из конкретной помощи реальному человеку. Она совершенно искренне не могла понять о. архимандрита Киприана (Керна) – для чего нужно запираться в келье, когда столько страждущих на улицах, когда стольким людям необходима помощь ни когда-нибудь, а здесь и сейчас. И мать Мария понимала, что она не может не оказать этой помощи.

Служение людям – вот тот Крест, который она приняла в монашеском постриге. Он стал для нее путем юродства, безумия во Христе. Именно в этом она видела подлинный христианский путь пронизанный Евангелием.

Кто дает, тот приобретает, кто нищает, тот богатеет. Мы отдаем наши человеческие богатства и взамен их получаем величайшие Божественные дары. И отдающий свою человеческую душу взамен ее получает вечное блаженство, Божественный дар обладания Царствием Небесным.

Так напишет мать Мария в своей знаменитой статье «Типы религиозной жизни», статье, которая до сегодняшнего дня является соблазном и безумием «традиционного» православия. Но если православные христиане забывают, о чем было написано Евангелие, к какой реальности оно призывает, то только слово исполненное силой и верой может подвигнуть снова к тому, что к Евангелию нужно не только прикладываться за богослужением, им нужно жить, его нужно иметь в своем сердце, как единственный источник для всех наших мыслей и действий.

Готовы ли мы сегодня жить Евангелием? Есть ли в нас решимость к деланию? Способны ли мы служить не идеологии, а, как заповедано Христом, Богу и людям? Конечно, никаких человеческих сил для этого будет недостаточно. Но там, где наши силы заканчиваются, они восполняются божественной благодатью и помощью святых, которые уже прошли этим путем.

Русская Церковь пока не готова признать святость матери Марии (Скобцовой). Думаю, что мать Мария на нас за это не обижается, она все понимает и тихо улыбается нам своей открытой улыбкой и готова придти на помощь. Прямо сейчас…

/Протоиерей Димитрий Карпенко/



Tags: Парадигмы биографии
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments