antiguo_hidalgo (antiguo_hidalgo) wrote,
antiguo_hidalgo
antiguo_hidalgo

Categories:

КРЫМ. КИЗИЛТАШСКИЙ МОНАСТЫРЬ СВЯТОГО СТЕФАНА СУРОЖСКОГО.

В минувшую среду в Крыму в районе горы Климентьева близ Коктебеля разбился легкомоторный самолет «Cessna». Находившиеся на борту пилот и трое пассажиров погибли. Среди жертв - 42-летний наместник Свято-Стефано-Сурожского мужского монастыря в Кизилташе и настоятель Свято-Покровского храма в Судаке игумен Никон (Демьянюк).

По словам судакчан, именно о. Никон возродил Свято-Стефано-Сурожский мужской монастырь в селе Краснокаменка (Кизилташ) и в Судаке Свято-Покровский храм, на базе которого создал православный просветительский центр с воскресной школой и библиотекой.

С юных лет Николай (таким было имя игумена в миру) увлекался авиацией, летал на планерах в Симферопольском аэроклубе. И в дальнейшем о.Никон не оставлял увлечения авиацией на протяжении многих лет возглавляя кружок дельтапланеризма и авиамоделирования при Свято-Покровском храме Судака.

Мне посчастливилось быть на Богослужении которое он возглавлял.Говорил прекрасную проповедь о любви. Светлая память!


Много лет я хотел посетить этот монастырь.Но это было не так-то просто.Монастырь расположен на территории военной базы. Вход в него для паломников ранее был ограничен... И вот в прошлом году появилась возможность посетить этот прекрасный монастырь в горах Кизил-Таша.

Мы отправляемся в монастырь из Судака.Минут 30 пути и мы приближаемся к живописной Кизилташской долине. Здесь можно увидеть скалистые обрывы, зубчатые вершины гор и ущелий. Именно в одной из таких долин, расположившейся у скального хребта Кизил-Таш (по-татарски «красный камень»), неподалеку от села Краснокаменка, и был основан в 1850-х годах мужской монастырь в честь святителя Стефана Сурожского.


КИЗИЛТАШ

Под шелковым дождем затих
Заматерелый кряж,
И спит в преданиях седых
Обитель Кизилташ.
Заброшен старый монастырь –
Ни келии окрест,
Где пелась древняя Псалтирь
И возвышался Крест.
Где у монашеских могил
И в храмах среди гор
Молитвы к Спасу возносил
Благоговейный хор.
Давным-давно прошли века
Царьградов и сугдей,
Но вновь сгущается тоска
И мучает людей.
Они на небо от земли
Приподымают взор –
И возникают алтари
В глуши суровых гор.
И, слава Богу, есть сердца
В наш косный непокой,
Которым дорог до конца
Священный мир иной.
И, значит, встанет Кизилташ
В величии былом,
И увенчает инок кряж
Спасительным Крестом!


Христианская история этого места началась еще за тысячу сто лет до этого события — в VIII веке от Рождества Христова. И самым тесным образом она связана с именем святого угодника Божия — святителя Стефана Сурожского...О этом святом угоднике я расскажу позже.

Дорога к монастырю


Местами она крута и камениста.


И вот перед нами открылся прекрасный вид на долину и гору Чакыл-Кая(вдали уже виден монастырь).


Тропинка к монастырю.


Монастырь расположен под горой Чакыл-Кая.Сохранившееся предание гласит, что именно в этих местах, у подножия красных скал, любил уединяться и молиться Стефан Сурожский.


Слева от монастыря расположена военная часть.


А наша тропинка вьется по склону горы.


Вид на военную базу.




На вершинах гор над монастырем мы видим кресты.


Вдали уже виден монастырь.


Монастырь расположен на территории военной части(поэтому и забор с проволокой).Ранее вход для паломников осуществлялся через КПП.


Вид на монастырь.


Один из Крестов над монастырем был поставлен по приказу командира военной части -"Семиметровый крест был освящен внизу, а затем солдаты с большим трудом втащили его на вершину горы. Установили, трудясь на совесть. А ночью на квартире отца Никона(Игумена монастыря) раздался телефонный звонок. Звонил сам командир части: "Батюшка, срочно приезжайте к нам! Тут такое происходит!" От волнения командир части даже не мог толком объяснить, в чем собственно дело. Он только бросил в трубку: "Чудо!" И тут же раздались частые гудки...
Чудо заключалось в том, что только что установленный на вершине горы крест светился всю ночь. Да таким необыкновенным светом, что у всех военнослужащих и членов их семей, которые выходили на улицу взглянуть на диво, захватывало дух!"


Переходим русло высохшего ручья.

ИСТОРИЯ ОСНОВАНИЯ МОНАСТЫРЯ.
Странники-богомольцы Андроним и Пантелеимон стали фактически первыми монахами будущего мужского монастыря. Своими силами они построили себе неподалеку от источника очень скромное жилище и здесь же глинобитную церквушку.
В 1856 году Кизилташ посетил святитель Херсонский и Таврический Иннокентий. Он освятил эту небольшую церковку во имя святого Стефана Сурожского. В то же время к Владыке Иннокентию обратились именитые и состоятельные граждане Феодосии и Судака с просьбой об открытии в Кизилташе киновии (общежительного монастыря).
Их просьба была удовлетворена: вскоре по решению Святейшего Синода в Кизилташе был создан мужской общежительный монастырь. Первым настоятелем вновь образованной киновии стал игумен Арсений, прибывший сюда из Свято-Георгиевского монастыря. Под его руководством собрались одиннадцать монахов, которые и начали обустройство обители. Они построили небольшой домик и четыре землянки.
Судьба же первых поселенцев киновии сложилась по-разному. Андроник в 1857 году уехал на Афон, о его жизни не сохранилось более подробных сведений. А Пантелеимон остался в Кизилташском монастыре, принял постриг с именем Пахомия и прожил здесь двадцать пять лет. Умер он в 1874 году, за два года до смерти приняв схиму.

Храм монастыря освящен в честь Киево-Печерских святых, родоначальников монашества на Руси.

СВЯТОЙ ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИК ПАРФЕНИЙ КИЗИЛТАШСКИЙ
По-настоящему обитель начала строиться с назначением сюда игуменом иеромонаха Парфения. В Кизилташскую обитель он был переведен 20 августа 1858 года. Будучи прекрасным организатором, он сумел наладить в монастыре работу по строительству зданий и каменных террас, подсобное хозяйство под его руководством давало все необходимое для жизни монахов и богомольцев.
Мужественный и всегда бодрый, отец Парфений не был подавлен неприглядной обстановкой полной неустроенности, а господствовал над нею. Не соглашавшегося с безнравственностью и низостью в любых их проявлениях, его, бескорыстного, по-отцовски заботливого, любили и уважали, авторитет его неуклонно рос и укреплялся.


Вот что об игумене Парфении восторженно писал в своих «Очерках Крыма» известный писатель, педагог и путешественник Е. А. Марков: «Это был мужественный и деятельный хозяин Кизилташских лесов. Он из пустыни стремился сделать домовитое, всем обильное хозяйство, и уже почти достиг своей цели. Он первый, с зари до зари, работал на своих заводах и в своих плантациях. Горсть монахов помогала ему, рабочих нанимать было не на что. В Кизилташской киновии до Парфения была только пещера с целебным источником да две-три плетеные мазанки. Парфений добыл все остальное. Он просекал дороги, ломал камень, пилил доски, жег известку и кирпичи, прививал черенки в лесных грушах, разбивал виноградники, копал колодцы... Из пещерки в скале сделался целый скит, с двумя гостиницами, с церковью, с кельями и разными службами. Энергия, предприимчивость и хозяйственная опытность Парфения сделали его в некотором роде руководителем окрестных владельцев. Он был мастак во всем: архитектор, инженер, столяр, печник, садовник, скотовод, что хотите... К нему обращались за советами, ему поручались дела. Посещавшие Кизилташ возвращались из пустыньки очарованные ее лесными красотами и простосердечным радушием умного хозяина».
В те времена Судак был большой деревней, в которой жили в основном садоводы. Владельцы крупных поместий сами не занимались своими садами и виноградниками, нанимая управляющих обычно из таракташских татар. Сами помещики приезжали в Судак только летом, чтобы отдохнуть у моря и продать урожай. К сожалению, порой бывало так, что управляющие заботились не о порученных им имениях, а о собственном благополучии.Но этого им оказалось мало. Настало время, когда они, потеряв совесть, стали пользоваться монастырским добром как своим собственным. Объясниться с ними отцу Парфению не удавалось ни на бытовом, ни на административном уровне. Обладая удивительно прямым и цельным характером, он действовал так, как ему велела его христианская совесть.
В мае 1863 года, застав татар-управляющих на воровстве монастырского леса в очередной раз, игумен был жестоко избит. Но этим не кончилось: 22 августа 1866 года настоятель Кизилташского монастыря был зверски убит. Труп его был сожжен. Останки же следствию удалось найти лишь в октябре 1866 года. Для них был устроен специальный гроб, в котором игумена Парфения похоронили 2 декабря 1866 года. На средства судакской помещицы Рудневой на месте гибели мученика были поставлены чугунный памятник и дубовый крест.
В 2000 году Юбилейным Архиерейским собором Русской Православной Церкви игумен Парфений был причислен к лику святых преподобномучеников. День его памяти совершается каждый год 17 сентября.

Монастырский огород расположен недалеко от храма.


МОНАСТЫРЬ В КОНЦЕ ХIХ СТОЛЕТИЯ
После смерти игумена Парфения в монастырь был назначен новый настоятель — игумен Николай. Он оказался достойным преемником отца Парфения и управлял киновией более двадцати лет. В 1870 году в обители была построена каменная церковь с колокольней, крытая железом. Ее освятили в 1871 году во имя Успения Божией Матери. В ней над Царскими вратами установили икону Пресвятой Богородицы, найденную более сорока лет назад в источнике. Но храм не отапливался в зимнее время, поэтому службу здесь проводили только летом. На месте первой глинобитной церкви в 1885 году был построен зимний храм в честь святителя Стефана Сурожского. При этой церкви находились ризница, кельи для пономаря и послушников. Обитель продолжала постепенно обустраиваться и хорошеть. На территории монастыря были построены каменный дом для настоятеля, трапезная на тридцать человек с кухней и просфорной, гостиница на двадцать мест для паломников, пять братских флигелей с отдельными кельями, мастерская и хозяйственные постройки. На вершинах окрестных гор установили огромные кресты, указывающие путь паломникам. Численность братии в обители сначала была небольшой. В 1857 году она состояла из двенадцати человек, включая настоятеля. В 1875 году здесь насчитывалось семнадцать человек: пять иеромонахов, два иеродиакона, четыре монаха и шесть послушников. В 1877 году здесь было двенадцать человек: два иеромонаха, два иеродиакона, пять монахов и три послушника. К 1894 году число монашествующих и послушников возросло до шестидесяти пяти. Кизилташская киновия содержалась за счет собственных средств. Невелики были и ее земельные владения. В 1856 году они составляли 157 десятин, приобретенных у помещика Кашкадамова на деньги, пожертвованные святителем Иннокентием Херсонским и Таврическим. В 1894 году монастырские земельные угодья расширились до 227 десятин. К 1886 году семь десятин земли были расчищены монахами от кустарников и использованы под сенокосы, сад и огороды. Овощи шли не только на содержание братии, но и в продажу. Шесть продольных террас, на которых располагались постройки обители, также были обсажены фруктовыми деревьями. К этому времени в киновии было 35 голов скота. В искусственном монастырском пруду разводили карпов. Киновию, расположенную в одном из красивейших мест Крыма, часто посещали паломники. Каждый хотел побывать на целебных источниках монастыря. К источнику святого Стефана в пещере вела дубовая лестница. У пещеры был устроен стеклянный павильон, где установили иконы святителей Стефана Сурожского и Николая Чудотворца. Недалеко от монастыря из-под земли бил еще один источник. Его вода содержала серу. Здесь постепенно отложились лечебные грязи, которые также привлекали людей, страдающих разными недугами.

Вход в храм.


ВОЙНА... РЕВОЛЮЦИЯ...
Во время Первой мировой войны насельники Кизилташского монастыря оказывали помощь фронту лекарствами, перевязочным материалом, собирали подарки для солдат. Во время гражданской войны монастырь подвергся ограблению.
С приходом к власти большевиков монахи и послушники киновии организовали трудовую общину и обратились в комиссию по отделению церкви от государства при Феодосийском Ревкоме с просьбой передать им имущество Успенской и Серафимовской церквей для совершения Богослужений. В 1921 году монастырские церкви были переданы общине. В том же году власти создали в обители детскую трудовую колонию. Монахам предложили руководить в ней сельскохозяйственными работами. Но вскоре, в 1923 году, было принято решение о закрытии Кизилташского монастыря. Во всех его храмах Богослужения были прекращены. Верующие из сел Коктебель, Отузы, Изюмовка, Карагоз неоднократно обращались с просьбой передать им церкви обители, но каждый раз получали отказ.
В 1924 году вместо детской колонии в монастыре была образована трудовая колония имени Калинина. Здание одной из церквей было переоборудовано под клуб. Но работа в колонии не ладилась: отношения между ее членами были сложными, часто вспыхивали ссоры, да и трудились из рук вон плохо. В результате этих неурядиц колонию ликвидировали. Вместо нее спустя три года здесь была создана сельскохозяйственная артель. На этот раз церковь Успения Пресвятой Богородицы стала общежитием для членов артели. Но и артель здесь не прижилась: с 1930 года на территории бывшего монастыря был устроен дом отдыха Московского военного округа, просуществовавший вплоть до начала Великой Отечественной войны.

В храме.


ЗАСЕКРЕЧЕННАЯ ТЕРРИТОРИЯ
После войны, в 1950 году, здесь было решено устроить один из секретных арсеналов, в котором хранились ядерные боеголовки кораблей Черноморского флота. Все оставшиеся здания монастыря были взорваны. Появился поселок, который, являясь абсолютно секретным объектом под именем «Почтовый ящик № 105» (в 1960-х годах — «Феодосия-13»), к 1956 году расширился: здесь был свой детский сад, школа, магазины. Тем не менее, поселок был закрытым и строго охраняемым, а территория бывшей обители оказалась недоступной для верующих, археологов, исследователей и просто туристов. В 1991 году, после распада СССР, ядерный запас вывезли, но воинская часть Вооруженных Сил Украины здесь осталась. Но это уже другая история, желающим ознакомится с ней, советуем посетить сайт «Кизилташ»
ВОЗРОЖДЕНИЕ
15 апреля 1997 г. на расширенном заседании Священного Синода Украинской Православной Церкви под председательством Блаженнейшего Владимира, Митрополита Киевского и всея Украины, был заслушан рапорт Владыки Лазаря об открытии Кизилташского мужского монастыря во имя свт. Стефана Сурожского. Священный Синод постановил: благословить открытие монастыря, наместником его утвердить иерея Николая Демьянюка с пострижением его в монашество.
Тогда и началось возрождение обители, которое еще не завершено. Сначала была восстановлена пещера с источником святого Стефана Сурожского. Построили и церковь в честь Киево-Печерских святых — родоначальников монашества на Руси. Из многих храмов Крымского полуострова в него были переданы частички мощей святых угодников Божиих: святителя Иннокентия Херсонского и Таврического, святителя Луки Симферопольского и Крымского, святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси, святого великомученика и целителя Пантелеимона, святого преподобного Агапита Печерского, святого благоверного князя Александра Невского, святого великомученика Георгия Победоносца и других.

Макет монастыря.Таким он был до революции.


Старая литография с видом монастыря.


Царские врата,солея и амвон.


СВЯТИТЕЛЬ СТЕФАН СУРОЖСКИЙ

Внизу у моря в живописной бухте в те времена шумел торговой жизнью богатый и красивый город и порт Сурож (ныне Судак), в котором уже тогда действовали христианские храмы. Была здесь и епископская кафедра. В 724 году правящий сурожский епископ преставился ко Господу. Тогда жители города пришли в Царьград к Патриарху Герману с просьбой поставить им епископа. Во время выбора кандидатов среди просителей возникли несогласия: одни хотели одного, другие — другого. Но все сходились в том, что нужен был епископ, могущий искусно управлять Церковью, поскольку в их городе возникли и умножаются всевозможные ереси.
Пока Патриарх Герман размышлял, кого бы назначить на сурожскую кафедру, ему явился ангел Господень и повелел для этой цели найти благочестивого монаха Стефана — добронравного, смиренного, а также очень грамотного и мудрого человека. Следует также сказать, что Стефан, желая безмолвной жизни, задолго до этих событий оставил монастырь, в котором принял иноческий постриг, и, найдя никому не известное уединенное место, прожил там довольно много времени в посте и молитве.
Ангел также явился и Стефану. Как говорится в Житии святого, он сказал отшельнику: «Я ангел Господень и послан от Христа Спасителя возвестить тебе радость и повелеть идти в город Сурож, чтобы ты научил людей Христовой вере. Завтра Патриарх призовет тебя и, посвятив, пошлет туда архиепископом, ты же не ослушайся его, да не прогневаешь Бога».

В центре храма проскинитарий с иконой св.Стефана Сурожского.


Вскоре новый архиепископ Сурожский Стефан отправился на корабле к берегам Тавриды. Не только проповедями, но и своей праведной жизнью за пять лет своей архипастырской деятельности святитель смог убедить принять крещение почти всех жителей Сурожа и его окрестностей.
Но то время в Византии набрала силу иконоборческая ересь во главе с императором Львом Исавром. Многих из тех, кто почитал иконы, ссылали или даже убивали. Святой патриарх Герман пытался увещевать Льва Исавра, но усилия его были напрасны: вскоре и он по указу императора оказался в заточении.
В Сурож также было отправлено строжайшее императорское повеление не поклоняться иконам и кресту. На что Стефан Сурожский твердо ответил, что он не позволит своему народу отступить от закона Христова. Стефана схватили, его предали мучениям, а затем бросили в тюрьму. Только через несколько лет сын умершего Льва Константин Копроним освободил Стефана из заточения. Он не только освободил и наградил его за все, что ему пришлось претерпеть, но снова назначил его архиепископом в Сурож, где затем тот управлял делами верующих уже до самой своей кончины в 750 году.
Святителя Стефана Сурожского погребли в Софийском соборе города Сурожа. Возле его святых мощей Господь творил чудеса: многие люди исцелялись от своих душевных и телесных недугов.




Храмовая роспись.




ИКОНА НИКОЛАЯ II, ИМПЕРАТОРА, СТРАСТОТЕРПЦА.






Над монастырем я вижу необычное облако.Если внимательно присмотреться,то над облаком виден крест.


Монастырская территория.


Мы направляемся к к монастырской часовне с колодцем.


Вдали уже виден синий купол часовенки.


Недалеко от колодца мы встречаем вот такое чудо – старый развесистый дуб, который наверное уже лет 300 живет на территории монастыря.Видел этот дуб и архиепископа Иннокентия, и игумена Парфения и членов царской династии Романовых.В 1906 году Кизилташ посетила царская семья, и государыня Александра Федоровна лечила ноги водами серного источника.Любили эти живописные места художники И.К.Айвазовский, К.Ф.Богаевский.


Часовенка над колодцем построена недавно.


Андрониковская икона Божией Матери над входом в часовню.


Ярко сияет над окрестностями синий купол часовни.


Икона Сурожского архиепископа св. Стефана


Вход в часовню.


Монастырский колодец.


А далее мой путь лежит к весьма печальному месту.К месту где стоял старый храм монастыря...Место это расположено недалеко от часовенки.


И вот передо мной сохранившиеся камни фундамента монастырских стен и храма.


Печально на душе от открывшегося мне пейзажа...


В 1950 году по приказу Л. Берия все постройки монастыря были взорваны, в скалах были проложены тоннели и на территории монастыря расположился ядерный арсенал Черноморского флота...


Здесь видимо и находилась алтарная часть храма...






Вход в храм ?...


А недалеко от разрушенного храма расположен новый деревянный храм. Храм во имя св.пр.Серафима Саровского построен в Мае 2008 года на месте, где была часовня во имя св. Серафима Саровского, и освящен в 2010 году. Он один из немногих деревянных храмов в Крыму!



Был будний день и храм был закрыт.Службы совершаются здесь по праздникам.




На храме резная икона Богоматери Умиление.


Икона Богоматери была келейным образом преподобного Серафима Саровского. Елеем от лампады, горевшей перед келейной иконой, преподобный Серафим помазывал больных, и они получали исцеление. Перед такой иконой преподобный и отошёл ко Господу. Другое название иконы – «Радость всех радостей». Так часто называл икону УМИЛЕНИЕ сам преподобный Серафим.


Над входом надвратная икона из дерева св.пр. Серафима Саровского.


Недалеко от храма расположена каменная лестница с фигурными перилами-балясинами и сохранившимся старинным каменным крестом у подножия...



Каменная лестница и балясины чем-то напоминают мне вход в дворянские усадьбы 18-19 века.


Мы проходим мимо старого монастырского кладбища.Старые поросшие мхом плиты на могилах монастырской братии ушедших в вечность...


Далее мы потихоньку начинаем подниматься в гору Чакыл-Кая .Где-то здесь была Разбойничья пещера которую образуют две упавшие скалы.По легенде имя пещере дано в честь национального Робин Гуда крымских татар.Скрывавшегося в этой пещере...


А наш путь лежит к монастырским гротам.




Тропа проходит под глыбовым завалом и выводит по выступу скалы к лестнице, ведущей к святой пещере.


Мы проходим через сквозные полости под каменными глыбами, обрушившимися к подножию склонов...


Мы вышли на площадку у основных гротов.Перед нами каменный колодец на дне даже есть немного воды.


Эти гроты, служили и местом затворничества для уединенных молитв монахам монастыря.


Пещеры гроты.


Вот такие живописные пейзажи долины Кизилташ открываются нам на пути к пещере св.Стефана Сурожского.


Гроты и полости у склонов горы.






Монахи сделали лестницу ведущую к пещере.



Подниматься по крутому склону к святой пещере теперь стало легче.




А вот впереди и святая пещера(в 2010 году монахи обустроили ее вставили окна и поставили дверь.)


Священная пещера – название дано в честь чуда обретения иконы Божией Матери.


С давних времен известна эта пещера с источником святого Стефана Сурожского, считавшимся целебным у народов разного вероисповедания. Очевидно, что в средневековье она была церковью. До наших дней сохранились остатки фундамента из необработанного камня на известковом растворе. В 1825 году в пещере, в водах источника, явилась икона Божией матери. Ее нашел татарин-пастух, спасавшийся в пещере от ненастной погоды. Он передал икону, писанную на доске, греческому купцу Пластару, а тот отвез ее феодосийскому протоиерею Иосифу. Древняя икона в серебрянной ризе была перенесена в церковь святителя Стефана. Обретение иконы привлекло к пещере с источником множество христиан, которые стали собираться на Богослужения 15 августа в день Успения Богоматери и 9 мая в день святого Николая.

В глубине пещеры у источника на скале мы видим Иверскую икону Божией Матери.


В источнике из косой трещины в глубине грота вода практически не сочится. Засушливым летом источник нередко и пересыхает.


Весь обратный путь нас провожал симпатичный монастырский кот с хвостом как у рыси.


Далее мы отправились по тропе вниз к поселку Краснокаменка к монастырскому подворью.


Здесь можно купить свежий вкуснейший монастырский хлеб,монастырский квас нескольких видов, конфеты ручного приготовления, орехи, мёд!


Tags: Крым
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments