antiguo_hidalgo (antiguo_hidalgo) wrote,
antiguo_hidalgo
antiguo_hidalgo

Пр.Андрей Рублев

Иконы Звенигородского чина
Звенигородский чин, один из самых прекрасных иконных ансамблей рублевской живописи. Чин состоит из трех поясных икон: Спаса, архангела Михаила и апостола Павла. Они происходят из подмосковного Звенигорода, в прошлом центра удельного княжества. Три большемерные иконы, вероятно, когда-то входили в семифигурный деисус. В соответствии со сложившейся традицией по сторонам от Спаса располагались Богоматерь и Иоанн Предтеча, справа иконе архангела Михаила соответствовала икона архангела Гавриила, а в паре с иконой апостола Павла должна была быть слева икона апостола Петра...В Звенигородском чине Андрей Рублев выступает как сложившийся мастер, достигший вершин на том пути, важным этапом которого была живопись 1408 года в Успенском соборе во Владимире. Используя возможности поясного изображения, как бы приближающего укрупненные лики к зрителю, художник рассчитывает на длительное созерцание, внимательное вглядывание, собеседование.
Сохранившиеся иконы были обнаружены реставратором Г.О.Чириковым в 1918 году в дровяном сарае близ Успенского собора на Городке во время обследования экспедицией Центральных государственных реставрационных мастерских этого древнего княжеского храма Юрия Звенигородского, второго сына Дмитрия Донского. Поскольку характер расположения икон на алтарной преграде не вполне ясен, чин мог входить в иконостас как княжеского Успенского, так и соседнего Рождественского собора Саввино-Сторожевского монастыря, ктитором которого был звенигородский князь.

В отношении этой группы памятников авторство Андрея Рублева, к сожалению, не удостоверяется ни одним из дошедших до нас письменных источников, современных живописи. После реставрации чина впервые опубликовавший его И.Э.Грабарь, основываясь на данных стилистического анализа, атрибуировал иконы как произведения Андрея Рублева. Эта атрибуция, не оспоренная никем из исследователей творчества художника, подтверждается вместе с тем и историческими фактами. Предполагаемый заказчик чина Юрий Звенигородский известен своими связями с Троице-Сергиевым монастырем; он был крестником преподобного Сергия Радонежского и воздвиг над его гробом каменный Троицкий собор (1422). Закономерно предположить, что Андрей Рублев, работавший в Троицком монастыре, мог исполнить заказ крупного вкладчика, являвшегося к тому же и крестником основателя монастыря.
Спас, Звенигородский чин
1Звениг.чин
Преподобный Андрей Рублев не раз обращался к образу Спасителя. Наряду с образом Богоматери это был его любимый образ. На всех иконах он облекает Христа в блистающие золотом одежды. Иконописец вкладывал в создание образа Спаса все свои душевные силы. Икона «Спас» из Звенигородского чина свидетельствует о высоком уровне его мастерства и производит необычайно сильное впечатление. Последнее десятилетие XIV века является временем зрелости таланта Андрея Рублева. Ему удалось выразить необыкновенную глубину, сложность и многогранность образа Спаса. Этому Облику Спасителя суждено было стать идеалом для русских иконописцев, последователей великого иконописца преподобного Андрея Рублева.
Спас, Звенигородский чин, фрагмент
2Звен.чин
Архангел Михаил, Звенигородский чин
3Звен.чин
Архангел Михаил, Звенигородский чин, фрагмент
4Звен.чин
Апостол Павел, Звенигородский чин
5Звен.чин
Апостол Павел, Звенигородский чин, фрагмент
6Звен.чин

Звениг.чин.
Tags: Иконы
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments